Работы одного из лучших русских портретистов Ореста Кипренского в ХІХ в. получили широкую популярность не только на родине, но и далеко за ее пределами. Настоящая известность пришла к нему в Италии, когда неаполитанские академики, увидев работы молодого художника, отказались верить в то, что их автор – не Рембрандт, Ван Дейк или Рубенс. К сожалению, пребывание Кипренского в Риме породило и дурную славу: его обвиняли в убийстве натурщицы и подозрительной опеке над девочкой, позировавшей ему для картины, так восхитившей знатоков живописи.
Орест Кипренский. Автопортрет с кистями за ухом, 1809
Об Италии художник мечтал со времен окончания Академии художеств в 1803 г., но эта мечта осуществилась лишь в 1816 г., когда расположенная к нему императрица Елизавета Алексеевна выделила из личных средств сумму для этой поездки. Талант Кипренского итальянские мастера живописи оценили очень высоко: ему предложили написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици, где собрана большая коллекция автопортретов великих художников. Кипренский первым из русских мастеров был удостоен чести представить там собственную работу.
Орест Кипренский. Портрет А. К. Швальбе (Портрет отца), 1804
Однако его пребывание в Италии было омрачено двумя неприятными историями. Однажды натурщицу, позировавшую Кипренскому, нашли убитой, и его заподозрили в совершении преступления. Хотя он был непричастен к убийству и обвинял в нем слугу-итальянца, недоброжелатели распространяли о художнике нехорошие слухи. Ситуация усугубилась, когда в доме Кипренского поселилась 6-летняя девочка, Анна-Мария Фалькуччи, которую художник называл Мариучча. Она была фактически беспризорницей, поскольку ее мать, постоянно менявшая любовников, воспитанием дочери не занималась и отдала ее художнику в качестве натурщицы.
Орест Кипренский. Автопортрет в розовом шейном платке, 1809
Именно Мариучча позировала Кипренскому для одной из самых знаменитых его картин – «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» (1819). Художника настолько поразила история никому не нужного ребенка, что он сначала ежемесячно выплачивал ее матери деньги, чтобы оградить девочку от ее дурного влияния, а после даже решил обратиться в Ватикан с просьбой оформить над ребенком опекунство. «На мрачной и безнравственной стезе, по которой идет мать ее, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели», – писал он в письме к кардиналу. Но поскольку Кипренский не был католиком, ему отказали, а девочку забрали в монастырский приют.
Орест Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке, 1819
По возвращении в Россию Кипренского ждал холодный прием. Его не захотели принимать во многих домах Петербурга, академическое начальство отказалось присвоить ему звание профессора. Позже его положение упрочилось, хотя в гостиных продолжали распускать сплетни о «преступлении». В письме к скульптору С. Гальбергу, оставшемуся в Италии, Кипренский просит разыскать его музу и выяснить, как ей живется: «Я весьма бы желал узнать о ее положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи». В следующем письме он пишет: «Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице ее, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трех лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в ее судьбе. У меня никого ближе ее нет на земле, нет ни родных и никого».
Орест Кипренский. Автопортрет, 1828
Спустя годы Кипренский вернулся в Италию и первым делом разыскал Мариуччу в одном из римских монастырей. Девушке было уже 17 лет, и ее красота настолько поразила художника, что несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте он сделал ей предложение. Ради этого брака он даже перешел в католичество.
Орест Кипренский. Автопортрет, 1820. Уффици. Фрагмент
Свадьба состоялась лишь через несколько лет, они прожили вместе всего три месяца – в 1836 г. Орест Кипренский скончался от воспаления легких. Их дочь Клотильда появилась на свет, когда отца уже не было в живых. О дальнейшей судьбе Мариуччи известно лишь то, что в 1844 г. она вышла замуж, после чего ее следы затерялись.