1 сентября начинается учебный год во многих странах.
Устройство школ, классов, как и учебные программы, могут сильно отличаться, однако некоторые споры общие для всех и о них вспоминают каждый год.
Вот о них мы и поговорим.
1. Школьная форма - удобство или орудие контроля?
Школьная форма была изобретена в Англии в XVI веке, ее ввели в употребление при короле Генрихе VIII. Школьники относятся к ней по-разному: некоторые любят носить серые брюки и блейзеры, других они раздражают.
Школьная форма - это не только удобная одежда, которая позволяет быстро собираться в школу по утрам. За ней стоит сложная политическая реальность, разная в разных странах.
Во Франции, например, школьная форма перестала быть обязательной с 60-х годов прошлого века.
Однако в государственных школах введен запрет на ношение тюрбанов, чадры и головных платков, относимых к категории "явных религиозных символов".
Предложение о введении единой школьной формы в Германии вызвало в 2006 году бурю возмущения из-за ассоциаций с эпохой нацизма.
Школьная форма в некоторых странах является средством распространения политической идеологии
В некоторых странах Латинской Америки, например, в Аргентине и Мексике, только частные школы имеют установленную форму одежды для учеников, что подчеркивает социальный статус.
С другой стороны, в большинстве стран Африки школьная форма является обязательной.
Например, в Гане правительство стало с 2013 года выдавать форму бесплатно. Так же обстоят дела и во многих азиатских странах, где школьная форма было введена еще в период колониализма.
Но в чем польза формы для учеников?
Сторонники говорят, что форма способствует стиранию социальных различий между детьми, укрепляет дисциплину, повышает посещаемость и вселяет в детей чувство гордости за свою школу.
Противники считают, напротив, что школьная форма подавляет индивидуальность и свободу самовыражения. Они полагают также, что форма сама по себе не в состоянии устранить социальные различия между детьми.
Другие считают форму еще одним способом сбора денег с родителей, особенно с бедных семей.
Другий считают, что форма укрепляет дисциплину, повышает посещаемость и вселяет в детей чувство гордости за свою школу