Конкуренция, эффективность, низкие цены в России при ВТО ("La Repubblica", Италия)
Никто не кричал «ура!» на улицах. Никто не определил свое отношение к событию. Даже неизменный тандем власти Медведев-Путин не попробовал обратить эту новость себе на пользу, хотя они и стараются изо всех сил обрести былую популярность, потерянную накануне политических выборов 4 декабря. В целом, большинство россиян вовсе не заметили, что после восемнадцати лет переговоров Москва, наконец, вступила в ВТО, Всемирную торговую организацию. Трудному вступлению в ВТО до последнего сопротивлялась враждебно настроенная Грузия, жаждущая реванша и гарантий после войны 2008 года. Ее позиция была смягчена в последний момент, возможно, за счет каких-то тайных уступок.
Правда заключается в том, что никто среди экспертов, экономистов и предпринимателей до конца не понял, будет ли этот шаг позитивным моментом для атипичной российской экономики, делающей упор на сырьевую отрасль, остро нуждающейся в импорте и испытывающей огромный ущерб от коррупции, бюрократии и плохого состояния инфраструктуры. Во всяком случае, все бюрократические процедуры, предшествующие реальному членству в организации, осуществляются быстро. Медведев придавал большое значение тому, что вступление в ВТО ознаменует его последние шаги на посту президента. Сомневающийся Путин, который готовится занять его кресло в марте, делает все, чтобы устраниться от этого предприятия. В это время аналитики приходят к заключениям, в которых они не до конца уверены, и которые можно вкратце изложить следующим образом: по крайней мере, в первый период членство в ВТО станет манной небесной для потребителей и ударом по отраслям, производящим товары массового потребления; обернется большой выгодой для металлургического сектора; мало повлияет на энергетическую и нефтяную отрасли; превратится в настоящее несчастье для шаткой сельскохозяйственной и пищевой промышленности.
Первый вывод, кажется, бесспорным. Действительно, соглашение с ВТО предполагает снижение пошлин на импорт всех товаров с 10% в настоящий момент до 7,8 %. Следовательно, неизбежен наплыв зарубежных товаров на рынки по ценам, которые меньше теперешних, особенно в таких секторах, как телефонный, домашние электроприборы, одежда и компьютеры, где товары иностранного производства заведомо лучше отечественных. Их производство всегда базировалось на очень советской философии: «Низкие цены в обмен на еще более низкое качество». Очень скоро полки магазинов наполнятся товарами иностранного производства, которые наконец-то станут доступными. Российские потребители ждут не дождутся, чтобы заменить ими аналогичную продукцию отечественного производства.
Все это очень хорошо, но может опасно повлиять на состояние российских предприятий и на рабочую занятость в целом. Наиболее обеспокоены фармацевтические предприятия. В этом секторе пошлина будет снижена с 15 до 5%. Итак, у ворот уже масса лекарств, произведенных в Индии, и других азиатских товаров не только по очень низкой цене, но и снабженных системой маркетинга, который России и не снился и находится здесь на доисторическом уровне.
Кошмарные времена наступают и для производителей сельскохозяйственных машин и грузовых автомобилей, которые уже смирились перед наплывом конкурирующей китайской продукции, менее броской на вид, но безусловно более продвинутой технологически и аппетитной. Массовое засилье иномарок по цене, способной конкурировать с ценой на автомобили отечественного производства, будет более медленным и конролируемым по сравнению с грузовыми машинами. Пошлины снизятся с 25 до 15%, но постепенно, на протяжении семи лет. Есть надежда, что этого времени будет достаточно для технического усовершенствования отечественных моделей и оборудования, чтобы лучше выдержать конкуренцию.
Очень озабочены также и производители самолетов. Членство в ВТО и в этом секторе предполагает снижение пошлин на покупку самолетов с 20 до 7,5%. И это еще не все. В настоящий момент еще действует договор о привилегированном режиме, который позволял России беспошлинно приобретать самолеты. Это, к примеру, позволило Аэрофлоту иметь воздушный флот, являющийся одним из самых современных и эффективных в мире. Но если этот привилегированный режим перестанет действовать, то это обернется настоящей бедой. Отечественное самолетостроение, хотя и сильно улучшенное и многими считающееся «превосходным» не в состоянии обеспечить количественно и по времени растущий спрос самого Аэрофлота и многих вновь возникающих авиакомпаний страны, которой воздушный флот даже более необходим, чем Соединенным Штатам.
Кто ожидает больших выгод от членства в ВТО, так это магнаты металлургии, все связанные с правительством Путина. Они уже предвидят сильное увеличение экспорта стали и различных металлов в результате снижения таможенных барьеров. Сейчас торговля металлом подавляется конкуренцией Соединенных Штатов, что вынуждает их действовать в неблагоприятных условиях. Они надеются, что членство в ВТО позволит им развернуться и использовать весь свой огромный потенциал. Согласно подсчетам Всемирного банка, другие секторы, контролируемые теми же олигархами, должны получить немедленную выгоду. Среди них химическая и угольная промышленность, телекоммуникации и грузовые перевозки. Новые правила не затронут огромные нефтяные компании, неприкасаемый государственный ресурс. Следовательно, они по-прежнему смогут диктовать рыночные цены по своему усмотрению.
Зато сельскохозяйственный сектор уже смирился с тем, что он окажется козлом отпущения в данной ситуации. Несомненно, по нему будет нанесен жестокий удар при том, что в последние годы он и так страдал от отсутствия государственного финансирования. Масло, молоко и вино европейского производства, южноамериканское мясо, птица из Азии и Соединенных Штатов уже на очереди, чтобы заполнить полки магазинов России и, наконец, сделаться доступными всякому карману. Все труднее будет сопротивляться конкуренции. Потребуется предпринимательский дух, которого до сих пор не хватало, и способность к разнообразной деятельности. Пример? Свиньи. Пошлина на импорт живого скота снизится с 40 до 5%.
Животноводческие фермы страны должны будут организовать импорт свиней из Китая и других стран и ограничиться убоем скота и продажей мяса.
Среди многих сомнений и малой определенности остаются главные ценности, которые несколько лет тому назад убедили Медведева начать борьбу за членство в ВТО. Лекарство в виде ВТО должно вылечить российскую экономику от атавистических болезней, будем надеяться, что оно не убьет больного. Задача заключается в усовершенствовании налоговой и бюрократической системы, в пробуждении духа предпринимательства в борьбе с безжалостной конкуренцией более умелых и организованных производителей. И, кроме того, нужно начать, наконец, серьезную борьбу с малой и большой коррупцией, которая на корню губит всякую инициативу. Эта все та же знаменитая «модернизация», ставшая предвыборным манифестом президента, который в марте уступит кремлевский трон Владимиру Путину, не оставив по себе больших сожалений.
Никола Ломбардоцци (NICOLA LOMBARDOZZI)
Источник: "ИноСМИ"
Оригинал публикации: "Concorrenza, efficienza, prezzi bassi in Russia la rivoluzione si chiama Wto "
Членство России в ВТО благоприятно для Италии ("Il Sole 24 Ore", Италия)
То, что Россия входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), — прекрасная новость. Завершение бесконечных переговоров, длившихся 18 лет, происходит в довольно мрачные дни для мировой экономики. Страны «Большой двадцатки», бессильные противостоять финансовому кризису и неспособные строить планы на длительный период, на саммите в Каннах даже отказались от продолжения переговоров в Дохе, длившихся не один год и направленных на общую либерализацию торговли.
Драматичность кризисной ситуации и неспособность многосторонних договоров разрешить ее оправдывает повышение национальных барьеров для торгового обмена. Новость о том, что Россия, последняя большая страна, стремившаяся войти в ВТО, наконец, в наших рядах, обнадеживает, это акт доверия свободной торговле.
Западные страны, а более всех Италия выигрывают от этого шага, который более выгоден нам, чем российской экономике, односторонней и слабо конкурентоспособной. Позиция Российской Федерации на переговорах была действительно сильной. Мировой экспортер энергии, конечно, не подвергается риску, что перед ним закроются двери рынков. Россия продает то, что Европа готова купить за любую цену, она не станет воздвигать коммерческие барьеры против таких товаров, на которые, кстати, не распространяются условия ВТО.
В обмен рынок Российской Федерации представляет собой необъятную территорию для завоевания западными промышленными товарами. Только экспорт Италии составляет 8 миллиардов евро (он вырос на 23% в 2010 году). Для нас это тринадцатый по значению рынок, чуть менее важный, чем китайский. Во всяком случае, эти промышленные товары Россия могла бы сама производить и могла бы принять протекционистские меры. Не зря в прошлом году Путин удвоил пошлины на импорт новых автомобилей, ясно заявляя о своем нежелании подписывать договор, который мало что дает, но связывает ему руки при попытке вмешательства в события на внутреннем рынке. Сейчас такое вмешательство невозможно.
Только что подписанный договор хотя и не предусматривает существенного снижения пошлин (в среднем на 3 процентных пункта), но препятствует России повышать их в будущем, то есть экспортеры могут быть уверены в размерах торговых налогов. В то же время российское правительство не сможет прибегнуть к экономическим стимулам, чтобы поставить свои предприятия в выгодную для конкуренции позицию.
Но влияние этого договора выходит за рамки торговли. Главное, что теперь есть возможность направлять инвестиции в сферу обслуживания. Телекоммуникационные предприятия смогут теперь работать без того условия, что они должны иметь в своих рядах большинство местных акционеров. Иностранные страховые компании и банки смогут открыть свои филиалы, как и предприятия в сфере распределения и транспорта.
Открытие рынка иностранным инвесторам — это недостаточная мера, если она не сопровождается институционными установлениями. Договор о вступлении в ВТО влечет за собой важные обязательства. Должны быть ликвидированы или реформированы все постановления, которые могут препятствовать доступу к рынку, а, следовательно, ограничивать возможности иностранных предприятий приобретать необходимые компоненты и товары. Правила о присуждении подрядов не дадут более возможности благоприятствовать национальным производителям, если они того не заслуживают. Будут введены эффективные меры для защиты интеллектуальной собственности.
В общем, прием в члены ВТО улучшит инвестиционный климат, повысит доверие к России и позволит ей исправить имидж страны, в которой лучше не вести дела, а точнее сказать, небезопасно заниматься бизнесом. Основная причина, по которой Россия, в конце концов, присоединилась к ВТО, - это надежда на увеличение инвестиций.
И, наконец, есть еще одно преимущество для Европы, а именно возможность влиять на определение внутренних цен на энергию в великой стране. До сих пор сравнительно высокие цены на продаваемый нам газ позволяли Российской Федерации субсидировать низкие внутренние цены. Формулировка в договоре ВТО двусмысленна. Она говорит, что производство и распределение природного газа в Российской Федерации должны осуществляться на рыночных условиях, но правительство продолжит регулирование для семей на основе социальных условий. Хоть это и является компромиссом, но все-таки он в определенной степени накладывает ограничения на субсидии, и, возможно, это наилучшее завершение переговоров, в которых ручка ножа в любом случае находится в руках россиян.
В заключение можно сказать, что есть повод всему миру отпраздновать заключение этого договора. Он помогает превратить Россию в надежного партнера в урегулировании мирового экономического кризиса. Основной принцип ВТО — это обоюдное соблюдение правил, что позволит ограничить попытки Российской Федерации использовать свою рыночную власть в стратегическом плане, в экономических и политических целях, которые заходят гораздо дальше торговых соглашений.
Оригинал публикации: La Russia nella Wto fa bene all'Italia
Источник: ИНОСМИ