Народная пословица гласит: „На Рождество и солнце играет”. День этот стал праздником светлых чувств и чистой любви.
Рождественское настроение — смесь волшебства и веры в будущее, надежды, которую спешат разделить с самыми близкими людьми. Дом, привечающий рождественских гостей, светит путникам, как Вифлеемская звезда, обещая чудо.
Рождество на Руси стали отмечать в X веке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.
В русских деревнях Рождество обычно отмечалось три дня. включая сочельник— день накануне праздника. В рождественский сочельник не полагалось принимать пищу до появления первой звезды на вечернем небосклоне. Исключение составляло только сочиво — размоченные в водe хлебные зерна. Отсюда и произошло название “сочельник”.
Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах.
По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев. На этом огне готовились 12 постных блюд
Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.
А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.
Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.
Перед заходом солнца, затеплив перед образами лампаду и зажигая свечи, вся семья становилась на молитву. Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол.
Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Потом выходили во двор — высматривать “путеводную звезду”. Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы.
Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. Это был момент всеобщего примирения.
Пред тем как сесть за стол, хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы.
Затем глава семьи выбрасывал несколько ложек кутьи на улицу — угощая разных духов и “приглашал” в дом мороз, который просили не морозить весной “жито, пшеницу и всякую пажицу” — не губить посевы. Сочельник называли Богатой кутьею или Щедрым вечером из-за обильного праздничного ужина (непременно постного).
Главным блюдом на столе была кутья: ее готовили из вареных (порой пророшенных) пшеничных зерен, риса, пеня, заправленных медом или сытой лед с растертым маком). Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или гладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни. Ставили на стол взвар — компот из сухофруктов. Издавна кутья была главным блюдом на поминках, а взвар варили при рождении ребенка.
Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого. Первым за стол садился отец, за ним – мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.
Так в праздничной пище отражалось наступающее Рождество и поминовение предков, ведь в древности сочельник посвящался усопшим. К столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос.
Делали из сена маленький сноп, который ставили под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.
Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему.
Порядок приема пищи регламентировался правилами: сначала на стол ставили закуски (селедку, рыбу, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп.
К борщу, грибному супу подавались ушки пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки.
Под конец трапезы на стол ставили сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, яблоки, орехи. Лакомились также блинами, либо оладьями с медом, пресными пирожками с ягодами. За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой). Закончив трапезу, ложки оставляли в недоеденной кутье. Это делалось для того, чтобы души предков тоже могли попировать.
После всенощной службы в храме приступали к празднованию Рождества. Пост оставался позади, поэтому стол изобиловал скоромными яствами, хмельными напитками, украшался выпеченными фигурками животных, украшениями из колосьев. Верили, что изобильный стол обеспечит семье достаток в наступающем году.
Звездное небо в сочельник обещало богатый приплод скота, много ягод и гороха. Если в сочельник тропинки чернели, ждали урожая на гречу. Снег на Рождество предвещал урожай, а „нет снега — не быть хлебу”. Теплый день сулил густой хлеб, метель — хорошее роение пчел. Высокие сугробы обещали хороший год, а если в этот день было тепло, следовало ждать холодную весну.
Считали, что под Рождество ткать грешно, иначе в праздники случится несчастье. Зато можно и даже нужно мотать тугие клубки пряжи, тогда кочаны капусты будут тугими. По народным поверьям, накануне Рождества не следовало кормить кур, чтобы летом не копались в огородах. А чтобы скот не бегал со двора и с пастбища, ножки стола спутывали веревками.
Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества:
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По всем проулочкам…
В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.
С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.
Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.
Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения – шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях.
Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.
Дорогие друзья!
Поздравляю вас со светлым праздником Рождества!!
Мира, света и добра вашему дому!