Часть 1
Каждый день рождения ребенка приносит свои особенные радости и хлопоты. Каждый очередной год имеет свое значение для дальнейшей жизни малыша. Особенности воспитания ребенка в возрасте от 4 до 7 лет влияют на формирование сразу нескольких очень важных характеристик маленькой личности. Его познавательная активность, обучаемость, усидчивость, умение соблюдать нормы социального поведения и преодолевать трудности, манера общения со сверстниками и взрослыми – все это и многое другое зависит от того, кто и каким образом воспитывает ребенка именно в этот период, период старшего дошкольного возраста.
У ребенка в возрасте от 4 до 7 лет существует две главные потребности: общаться и двигаться. Нередко это приводит к конфликтам с родителями. Недавно натолкнулась в Интернете на вопрос мамы, что делать с дочкой, которая стала ее раздражать бесконечными вопросами (девочке 4 года). Хочу ответить ей и многим другим родителям: все, что вы можете сейчас сделать, – это отвечать на бесконечные «Почему?» и «Зачем?». У ребенка идет активный познавательный процесс, и препятствовать ему - преступление перед собственным малышом. Этим временем необходимо воспользоваться для того, чтобы приучить ребенка к книгам, к привычке докапываться до истины.
От того, как вы себя поведете, во многом будет зависеть успеваемость ребенка в школе и даже его характер. Пренебрежительное, несерьезное отношение к интересам ребенка формирует в нем упрямство и негативизм, способствует снижению познавательной активности малыша. Родителей активных «почемучек» могу порадовать – обычно это говорит о высоких интеллектуальных способностях ребенка и высокой обучаемости. Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос, не бойтесь в этом признаться: это тоже положительный пример для малыша. Сходите вместе в библиотеку, покопайтесь в энциклопедиях и найдите интересующий его ответ. Иногда, когда сил отвечать уже нет или ребенок явно начинает баловаться, можно предложить ему самому подумать над ответом, а вечером в спокойной обстановке обсудить правильность сделанных выводов.
Период старшего дошкольного возраста самый благодатный для установления дружеских отношений с ребенком, которые ни один раз выручат вас в жизни, в том числе помогут пережить сложный подростковый возраст. Самое благоприятное время для разговоров «по душам» на мой взгляд – перед сном: никто никуда не торопится, малыш уже набегался, а ради того, чтобы оттянуть время сна, многие дети готовы на все, тем более они рады разговору на «взрослые» темы. Обычно тему подсказывает сама жизнь: развод у знакомых, ссора во дворе, конфликт с воспитательницей, увиденный на улице брошенный котенок. Необходимо пользоваться моментом, чтобы заложить в ребенке правильное отношение к миру, людям, себе и своим потребностям.
Если речь идет о поведении ребенка, избегайте оценки его личности: речь должна идти только о поступках! С ребенком 4-5 лет лучше всего обыграть ситуацию в виде сказки, где главным героем может быть какая-нибудь зверюшка с поведением и манерами вашего малыша. Не думайте, что малыш не способен понять такие вещи, как жестокость, глупость, предательство. Даже если что-то он и не сможет осознать полностью сейчас, он сделает это позже. Дети ничего не забывают. Мои сейчас находятся в подростковом возрасте, но, как оказалось, они очень хорошо запомнили наш разговор о необходимости вдумчивого выбора спутника жизни, о причинах разводов, который состоялся лет 10 назад (разговор был вызван ситуацией в семье одного нашего родственника). Старшему тогда было 6, младшей - 4 года.
Общаясь с ребенком 4-7 лет, следует очень тщательно взвешивать свои поступки. Дети этого возраста подражают не только отдельным жестам и словам, они начинают активно воспроизводить модель поведения в целом. Если родители постоянно хамят друг другу, если мат является одним из главных способов общения, бессмысленно требовать от ребенка литературной речи и уважительного отношения к окружающим.
Чтобы ребенок не вырос жестоким, важно, чтобы родители бережно относились к пожилым членам семьи, животным. Взять ситуацию с брошенным котенком. Естественно, большинство мам не захотят, чтобы малыш гладил его из-за страха перед инфекциями. Но одна отпихнет котенка ногой и грубо запретит прикасаться к этой грязи, а другая попросит малыша не трогать его, чтобы не испугать, и понаблюдать за ним издалека. Результат воспитания будет очень разный. Помните о том, что сейчас вы создаете своему ребенку стереотипы поведения. В частности то, как вы относитесь к собственным родителям, отразится в дальнейшем на вас самих.
Хочу заметить, что сложно переоценить значение мужского влияния на детей этого возраста. Уже давно доказано, что даже в том случае, если папа редко занимается с ребенком, его личностные характеристики гораздо сильнее влияют на характер и манеру поведения малыша, чем все мамины увещевания. Активная жизненная позиция, умение находить выход из сложной ситуации, способность защищаться – эти черты характера являются заслугой мужского воспитания. Конечно, мамы тоже пытаются формировать в своих детях эти черты, но эффективность их усилий не идет ни в какое сравнение с мужским примером.
В неполных семьях роль отца может взять на себя дедушка, дядя или даже старший брат. Если в семье вообще нет мужчин или их поведение не может служить достойным примером для ребенка, выходом может стать посещение спортивной секции «мужской» направленности: футбол, хоккей, восточные единоборства, спортивная гимнастика и др. Многие виды единоборств подойдут не только мальчику, но и девочке. Там она сможет получить бесценный опыт общения, приобретет совершенно необходимые в современной жизни навыки самообороны, научится владеть своими эмоциями, станет увереннее в себе и своих силах. Согласитесь, это важно для ребенка, который не может рассчитывать на помощь отца или старшего брата. Дочка одной из моих подруг увлеклась греблей. Коллектив тоже практически мужской. В общении с ребятами и тренером девочка реализует дефицит отцовского влияния. После начала занятий стала намного спокойней, прекратились постоянные конфликты с матерью, появилась уверенность в себе.
Продолжение следует…
Автор: Татьяна Шитова, педиатр