Дневник карьериста: отдыхаем, попутно развивая память
Алла СУББОТИНА (август 2009)Три вещи никак не могу запомнить:
во-первых,имена; во-вторых, лица...
а какая же третья?
Итало Звево,
итальянский писатель и драматург
Жаловаться на память не стоит. В том, что сложно запоминать разного вида информацию, повинны обычно наша лень и незнание. С ленью вам придется бороться самостоятельно, а вот то, как можно развивать свою память во время отдыха, мы и обсудим сегодня.
Однако если после знакомства с данной статьей вы все еще будете лелеять свою лень и не практиковаться, то хорошего результата вряд ли стоит ожидать. Мертвый груз знания не будет работать на улучшение памяти. Запоминание информации зависит не столько от способностей мозга, сколько от нашего умения управлять им, поддерживать работоспособность этого важного органа в хорошей форме.
Однако тренировка вовсе не должна быть изнурительной, наоборот, пусть это будет легко и интересно. Это существенный психологический момент: если знание сопряжено с положительными эмоциями, уровень такого обучения всегда высок. И наоборот, зубрежка и работа из под палки - враги развитии памяти и образного мышления. Поэтому давайте договоримся, что станем учиться с удовольствием.
Так как лето - время путешествий, будем увеличивать объем нашей памяти, развивать пространственное воображение, повышать скорость мышления, расширять наш творческого потенциал по ходу нашего отдыха и непременно увлекательно. Итак, в путь!
Отправляемся в турпоездку
Говорят, что идеальное путешествие - это воплощенная в жизнь мечта. От того, насколько вы готовы к осуществлению вашей мечты, во многом зависят и впечатления от поездки. Постарайтесь сделать их яркими, а эмоции - незабываемыми.
Отправляясь в круиз, постарайтесь как можно больше узнать заблаговременно о маршруте и городах, которые вы посетите. Интернет, справочники, познавательные фильмы и даже отдельные литературные произведения будут вам в этом помощниками. Потратьте предусмотрительно немного времени на такую подготовку - и вы не пожалеете, так как сможете получить намного больше впечатлений и освоить новой информации.
Путешествуя, сопоставляйте свои знания с тем, что слышите от гидов или переводчиков: что совпадает, а что - нет? Что нового вы услышали и запомнили?
Все время старайтесь сравнивать ваши прежние знания и новые. Трудно? Тогда отложите немного денег и покупайте в поездке сувениры по принципу "каждый город - один сувенир". Так легче будет вспоминать потом особенности экскурсии по той либо иной местности. Имея в конце тура символический набор таких сувенирных "напоминалок", можно будет и через многие годы восстановить в памяти особенности приятного и увлекательного турне. Но это еще не все, в дороге также желательно напрячь мозги.
Путешествуем поездом
Постарайтесь запомнить названия железнодорожных станций, через которые проезжаете (ночью можно и поспать:)), а также их последовательность. Не подсматривайте - вообще не глядите на схему, расположенную в коридоре вагона. Постарайтесь рассчитывать только на свою память.
Для этого хорошо собрать своеобразное досье на каждую остановку поезда. Ищите, например, ответы на вопросы.
Чем примечательна станция - интересное название, оригинальное здание вокзала?
Это большой город или небольшой поселок?
Долго ли стоял поезд? В какое время суток?
Какая была погода за окном?
Много ли пассажиров сошли и, наоборот, сели в поезд? Кто они - супружеские пары с детьми, компания студентов, пассажиры-одиночки?
Как новые пассажиры расположились в вагоне?
Что необычное сопровождало стоянку поезда в этом городе и привлекло ваше внимание?
Чем эта станция похожа или непохожа не предыдущую?
То есть постарайтесь собрать в единую "картинку" ваши ощущения от знакомства с разными станциями - визуальные, слуховые, чувственные... Тогда и запомнить их калейдоскоп будет легче. А на обратном пути постарайтесь себя проверить, заранее называя последовательно все железнодорожные станции и их характеристики.
Летим самолетом
Постарайтесь запомнить, к примеру, всю ту информацию, которую вам сообщают стюардессы: температура воздуха за бортом, высота полета, инструктаж по технике безопасности...
Далее попробуйте напрячь намять и воображение и разгадать своеобразный ребус "Мои соседи", поискав ответ на следующие вопросы:
Кто ваши соседи? Вы запомнили, как они рассажены?
Какого они возраста и пола?
Кто и что делает в полете? Почему именно так поступают ваши соседи - любят спать, читать, говорить и т. п.?
Кто они по профессии, чем занимаются в жизни?
Во что они одеты и почему именно так подобран их гардероб?
У них тоже туристическая поездка или они летят в командировку?
Каковы у них, по вашему мнению, темперамент, черты характера, хобби?
Кто в какой последовательности зашел в самолет? Кто за кем готовился к выходу?
Можете ли вы составить "фильм" о своем полете и несколько раз прокрутить его кадры по памяти через день, неделю, месяц, год? Много ли всплывет информации? Проанализируйте, почему именно эта информацию всплыла, - не потому ли, что оказалась яркой, необычной, интересной?
Загораем на пляже
Чаще всего мы отдыхаем и купаемся изо дня в день на одном и том же месте. Поэтому аналогично "фильму о полете" "снимаем фильм" о нашем пребывании на пляже.
Что находится на пляже?
Каковы размеры пирса, очертания бухты, глубина прибрежной полосы?
Расположение наших соседей на пляже? Как часто они занимают одни и те же места?
Сегодня они сели там же, где и вчера, или нет? Почему?
Любят ли они купаться и как часто это делают? Хорошо ли плавают?
Почему они ведут себя на пляже именно так?
Когда предпочитают приходить, а когда уходить с пляжа?
Что приносят обычно с собой?
Что предпочитают надевать на пляж? Какого цвета их одежда? Это специально подобранный наряд?
Выполнение такого несложного упражнения будет полезно во многих отношениях. Вы таким образом тренируете умение находить логические связи, строить ассоциации, оптимально структурировать информацию, активизировать наблюдательность, концентрировать внимание и многое другое, влияющее на нашу способность запоминать.
Посещаем музей, картинную галерею и другие достопримечательности
Это, пожалуй, наиболее творческая часть поездки для тех, кто решил заставить поработать свои умственные способности и память.
Сначала обратите внимание на само здание музея или галереи.
В каком стиле оно выполнено?
Что изображено на фасаде? О чем говорят те либо иные символы, скульптуры?
Каковы пропорции отдельных архитектурных элементов - окон, колонн, крыши и пр.?
Как оформлен вход в здание? Чем он примечателен?
Когда здание построено, кем, было ли на реконструкции?
Находясь в залах, поинтересуйтесь следующей информацией и постарайтесь ее запомнить:
Сколько залов в музее?
А сколько картин? По какому принципу они подобраны и расположены?
Работы каких художников ныне в запасниках либо на реставрации?
Каков общий план залов экспозиции?
Идеально, если у вас будет возможность заранее изучить буклет музея или галереи. Тогда, слушая экскурсовода, вы с удовольствием отметите, что иногда слышите уже знакомую информацию и знаете чуть больше других. Но это не главное.
Основная ваша цель состоит в том, что вы станете лучше ориентироваться в окружающей остановке и запомните намного больше, чем если бы не готовились. Вам легче будет разобраться в стиле работ, хронологии изображенных на картинах событий, биографиях мастеров. Так как восприятие информации экскурсовода только на слух весьма сложно (записывать же неудобно и некогда), такая предварительная домашняя подготовка обеспечит вам запас прочности знаний и лучший эффект запоминания. Не стесняйтесь задавать вопросы, сверяя то, что вам уже известно, со вновь полученной от гида информацией.
Сложно? Это только так кажется на первый взгляд. Если подобный тренинг ума и памяти войдет у вас в привычку, станет нормой, вы сразу почувствуете, насколько возросла работоспособность вашего мозга в плане восприятия, хранения и воспроизведения разных данных.
Увлекательных и запоминающихся вам впечатлений от летнего отдыха!
http://smi.liga.net/articles/IT094624.html