13.06.2009 Власти вновь пытаются умерить аппетиты продавцов
Даже в условиях кризиса и сокращения зарплат цены в российских магазинах продолжают расти. Цены на продукты питания с января по конец апреля выросли на 5,8%. В Европе тоже кризис, но цены там сидят на цепи. Так, в Италии продовольствие подорожало на 0,4%, в Голландии – на 1,2, в Чехии – на 0,7%. Более того, в Германии цены упали на 0,4%, в Португалии – на 1,3, в Латвии – на 0,7%.
Вину за рост цен возложили на торговые сети. В итоге родился проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке», который призван обуздать ритейлеров.
По словам разработчиков, торговые сети требуют вознаграждения с производителей за доступ товара «на полку», изменение ассортимента, расширение числа магазинов, в которых продается товар. Кроме того, во многих сетях обязательными являются мерчендайзинговые и логистические услуги, за которые тоже надо платить. Без оплаты этих услуг товар в сети продаваться не будет. В результате за все платит покупатель.
Чтобы пресечь злоупотребления сетей, парламентарии предложили ужесточить ответственность ритейлеров за незаконные сборы. Так, любые условия договора, по которым производитель обязан оплатить встречные услуги сетей, должны быть признаны ничтожными. Это фактически ставит сборы за вход в сеть вне закона. Если сеть продолжит зарабатывать на производителях и будет уличена в злоупотреблении своим доминирующим положением, ограничении конкуренции, ее ждут повышенные штрафы.
Штрафы, согласно проекту, вырастут в два раза: с 0,01–0,15% до 0,15–0,3% от выручки от реализации товара. А руководителей торговых предприятий, которые допустят нарушения, ждет дисквалификация сроком до 3 лет. Эти меры, по задумке законодателей, должны избавить производителей продовольствия от гнета торговых сетей.
Неудивительно, что представители ритейлеров подобные ограничения восприняли в штыки. «Во многих странах мира физическим лицам дают деньги, чтобы повысить потребительский спрос. А у нас хотят ввести дополнительные ограничения для торговли, – рассказала директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. – Тем самым уменьшается предпринимательский потенциал. Люди уйдут из ритейла и будут заниматься другой предпринимательской деятельностью. Руководителям грозят дисквалификацией, но в рознице днем с огнем профессионалов не сыщешь. Плюс эти нововведения могут стать очередной кормушкой для проверяющих органов».
По мнению эксперта, искусственные рычаги регулирования отрасли только усугубят ситуацию. Отрасль ожидает дальнейшего проседания потребительского спроса, в итоге ограничения для торговли приведут к банкротству малых сетей, особенно региональных.
Еще раз стоит упомянуть, что новый законопроект идет в привязке к проекту закона о торговле на потребительском рынке. Вкупе эти документы поставят ритейл в жесткие рамки. Однако сам закон о торговле гуляет по коридорам Думы уже больше полутора лет. Торговое лобби рьяно противится его принятию. В результате активности лоббистов сейчас существует 5–6 редакций закона, что резко снижает вероятность принятия любой из версий. А без закона о торговле шансы на принятие нового документа, ограничивающего сети законопроекта, ничтожны.
Между тем масштаб проблемы огромен. По данным различных источников, в частности Федеральной антимонопольной службы, объемы сборов сетей с производителей продовольствия составляют от 5 до 60% от стоимости товара. «Четкую цифру платы за вход, доступа на полку назвать сложно. Но истина кроется где-то посередине», – поведала аналитик потребительского сектора крупной финансовой корпорации Ирина Яроцкая. Разумеется, производитель не может закрыть на это глаза. В итоге повышается отпускная цена, к которой плюсуются наценки ритейлеров.
Однако г-жа Яроцкая не исключает, что государство в конце концов сумеет добиться от ритейлеров шагов навстречу производителям. «Желание поубавить аппетиты сетей у государства есть. И результаты уже появляются. Так, некоторые компании начали переговоры о сокращении сроков оплаты за поставку товаров до 30 дней. Думаю, до 30 дней сократить не получится. Скорее – 45 дней. Но это уже лучше, чем 90», – сказала специалист.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"