Booking.com

Надоело ждать!

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Santina.

Надоело ждать!     

Даже кризис устал. Рынки показывают плохо объяснимый рост


Оптимизм овладевает российским рынком. Некоторые отрасли фиксировали стабилизацию еще в марте, для кого-то дно наступает сейчас. С воодушевлением своего дна ждут все остальные. В общем, от кризиса устали все. Лично я — устал его описывать. Но не успели мы с бизнесом тихо порадоваться, что худшее — позади, как из ниоткуда возникли громкие предостережения экспертов. Этим экономическим пессимистам до усталости еще далеко. Но рынок на их мнение — не знаю, к сожалению или счастью — не реагирует, продолжая излучать позитивные сигналы. А мы продолжаем их исследовать.

Вертолеты

Из luxury-сегмента идут самые радостные новости. Состоятельные люди России снова стали покупать. А наиболее впечатляющие показатели демонстрирует вертолетный бизнес, который, впрочем, в разгар кризиса едва не сгинул — с октября по февраль спрос на малую авиацию попросту исчез. Один из крупнейших вертолетных дилеров страны — компания «Авиамаркет» — не продала в те месяцы ни одного вертолета.

— Вертолеты и раньше были для России штучным товаров. Их покупали в основном искушенные люди, своего рода фанаты. До кризиса мы стабильно продавали два борта в месяц, — рассказывал мне директор по маркетингу «Авиамаркета» Михаил Юшков. — Но в октябре запаниковали даже «фанаты».

Те, кто присматривался к вертолету, откладывали покупку на неопределенное время. Как говорит Юшков, свободные деньги у клиентов были, но пугала неопределенность. Состоятельные люди ждали стабилизации, чтобы со спокойной душой пустить на вертолет полмиллиона долларов (средняя цена на марку Robinson). Впрочем, были и те, кто, воодушевившись кризисом, рассчитывал на дисконт.

— Почему-то клиенты решили, что вертолеты теперь, как автомобили, будут продаваться с большими скидками, — говорил Юшков. — Люди ждали, но этого не случилось. Не вытерпев, они все же начали покупать.

Продажи возобновились в конце февраля. Точнее, тогда был куплен первый в кризис вертолет. С тех пор «Авиамаркет» продавал еще по вертолету в месяц. Впрочем, двукратное падение спроса в «Авиамаркете» с обнищанием целевой аудитории не связывают. Деньги, говорят здесь, у них никуда не делись. Более того, тот факт, что люди снова начали покупать вертолеты, указывает, что в их делах наметился позитив.

— Вертолет для нашего потенциального клиента — это успокоение (даже в самый пиковый период никто не пришел к нам продавать обратно свой борт). А люди серьезно устали, — продолжает Юшков. — В ближайшие месяцы мы рассчитываем на докризисный уровень продаж. Будет агрессивный спрос.

Рекрутинг

После тяжелейшей зимы, когда клерков увольняли отовсюду пачками, на рынок труда пришло затишье. Массовые сокращения приостановились в апреле. И наоборот, тогда же на 20% (по сравнению с январем и февралем) увеличился найм. В международном рекрутинговом агентстве Antal объясняют этом тем, что зимой работодатели с сокращениями откровенно переборщили.

— Если говорить о среднем звене, то сейчас, придя в себя, большинство компаний чувствуют сильную нехватку такого персонала, — рассказывает мне старший партнер агентства Наталья Куркчи. — Истерично и масштабно сократив людей, даже ценных, компании перестали справляться с текущей работой. Оставшийся персонал был перегружен. Очевидно, что многие работодатели несколько переоценили силу кризиса. (С другой стороны, немало фирм сознательно проводили чрезмерные сокращения, чтобы за меньшие деньги обзавестись более эффективными кадрами.) И хотя до восстановления прежних позиций рынку еще далеко — безработных по-прежнему слишком много, — мы уже наблюдаем заметное оживление по набору сотрудников.

Самые востребованные сегодня — менеджеры по продажам, менеджеры проектов и финансовые аналитики. Все те, кого первыми сократили в начале кризиса. Растущий спрос на них говорит о стабилизации в бизнесе компаний. И наоборот, активный набор финансовых и кредитных контролеров в банки, специалистов по реструктуризации долговых портфелей показывает, что кризис будет преодолен еще не скоро. Подтверждает это и все еще крайне низкий спрос на стратегов и менеджеров по развитию.

Улучшается ситуация с оплатой труда. Точнее — с размерами. По подсчетам Antal, принятым с января по март сотрудникам среднего звена предлагались оклады на 40—50% ниже докризисных. Но уже с марта зарплаты (для вновь устроенных) начинают расти. И сегодня отстают от докризисных лишь на 10—15%.

Другая картина — с высококлассными специалистами. Как отмечает Куркчи, охота за ними шла и идет до сих пор: «По профи российский рынок голодать не перестал». Компании активно переманивали друг у друга спецов даже в самые тяжелые месяцы. Но если до кризиса при переходе на новую работу их жалованье (без бонусов) увеличивалось в среднем на 50%, сегодня — только на 20. «У профи снизились зарплатные ожидания, но тем не менее они готовы менять работу, потому что хотят расти».

За зиму и весну кардинально обновился состав иностранных работников. Докризисного экспата с бешеной зарплатой (съемной квартирой в центре, машиной, перелетами на выходные домой) российский работодатель осилить не смог. Экспат в свою очередь не смог умерить свои «ожидания».

— Почти все иностранцы, работавшие в стране не один год, сегодня уезжают на родину, — говорит Куркчи. — На их место едут молодые специалисты, но только с гораздо меньшими требованиями. Скажу больше, теперь они будут вынуждены еще и доказывать, чем они лучше российских кандидатов. У работодателя сегодня появился обширный выбор. Неоправданно высокие зарплаты уходят в прошлое…

Долги и коллекторы

И тех, и других все больше, что вряд ли кого-то воодушевит. Что коллектору хорошо, нам — не очень… Впрочем, и коллекторам сегодня хорошо не всем. В одном из крупнейших агентств — ООО «Пристав» — объясняют: долговые конторы вступают в фазу жесткой конкуренции за клиентов, расплодившихся в пик кризиса.

— Долгов становится больше, и собирать их становится все труднее. Поэтому банки выбирают в качестве партнера только то коллекторское агентство, которое уже доказало своим опытом, что способно обеспечить необходимый «выхлоп», — пояснил мне директор по развитию «Пристава» Сергей Шпетер.

«Выхлоп» обеспечивается за счет внедрения новых технологий. Развею подозрения, это не про усовершенствованные паяльники. «Пристав», в частности, инвестировал $1 млн на разработку технологичного комплекса, включающего хранилище данных, автодайлер (автодозвон должнику), систему записи разговоров.

— Объемы передаваемых нам долговых портфелей по сравнению с прошлым годом увеличились вдвое, — отмечает Шпетер. – Но их качество ухудшается: к концу 2008 года средний срок задолженностей в портфеле составлял 120 дней, а сейчас ситуация изменяется в сторону старения задолженности (в среднем – 270 дней от даты последнего платежа должником до передачи в коллекторское агентство). Люди не хотят платить… В целом такая тенденция для экономики негативна.

 Но позитивна для коллекторов, полагающих, что спрос на их услуги замедлится не скоро. Впрочем, когда-нибудь это случится. Как считают в «Приставе», падение спроса в будущем может стать логичным результатом недоступности сегодняшних кредитов.

Брачное агентство


Оживление ощущает и этот непроизводственный сектор. Исполнительный директор агентства «Пара» Галина Акимова (о ней мы писали в декабре прошлого года) отмечает воскресший интерес свободных людей к романтическим отношениям. Брачные агентства наверстывают утраченные за зиму позиции.

Ведь только в ноябре «Пара», в частности, лишилась примерно 25% клиентуры. Главным образом клиентов, настроенных на флирт. Затем такой же отток был среди тех, кто планировал серьезные отношения.

— Особенно поубавилось мужчин, — говорит Акимова. — Мы и многие наши коллеги приготовились к худшему, но в апреле к нам снова пошли люди. Мужчины. Причем весьма неожиданные. Если раньше это были крепкие середнячки, сегодня — либо очень состоятельные, либо безработные. Абсолютно новое явление, потому что прежде мы имели дело только с безработными женщинами.

Безработные (сокращенные) мужчины ищут трудоустроенных женщин для брака. А состоятельные предпочитают флирт. «Когда люди хотят флиртовать — это прекрасный показатель того, что в остальном их жизнь нормализовалась. То есть кризис стал понемногу отпускать, — говорит Акимова. — Что касается безработных, то едва ли они надолго сядут на шеи будущих жен. Они ищут временной, но гарантированной поддержки. И женщины готовы им помочь».

— Особенно много мужчин, потерявших работу, обращаются из других городов, — согласна с коллегой из «Пары» директор агентства «Романтический город» Татьяна Романова. — Это люди с образованием и хорошими деловыми качествами, они ищут женщин, которые помогут им стартовать в Москве, а заодно станут верными женами.

Чаще поступают заявки из заграницы (в основном США, Италии и Германии). Впрочем, ищут российских женщин уже не обеспеченные иностранцы, как раньше. А холостяки с низким доходом. Как говорит Романова, у иностранца, который разыскивает в нашей стране половинку, засел стереотип — русские женщины душевнее и менее меркантильны, чем западные. И с такими получится все. В чем-то иностранцы, возможно, правы, но они не догадываются, что кризис сделал наших дам более сильными и самостоятельными. «Удивительно, но нынешнюю нестабильность они переживают легче. Сегодняшний кризис — это кризис мужчин. И решающее слово сегодня за женщинами».

Павел Каныгин

03.06.2009

www.novayagazeta.ru

Наверх страницы

Отели в Италии