27.03.2009 08:09
Ярослав Мезенцев, для "ФЛОТ2017"
В зоне наших черноморских интересов: трубопроводный узел
Стремясь уменьшить значение украинской газотранспортной системы, Россия в разные годы выдвинула ряд проектов газопроводов в обход Украины. Одним из наиболее «громких», но реализованных таких проектов стал газопровод «Голубой поток» из России через Черное море в Турцию пропускной способностью 16 кубометров в год. Вдохновленные успехом этого проекта, даже не смотря на скандалы с втрое завышенной стоимостью строительства российской части газопровода и попытками Турции занизить цену газа после начала работы трубопровода, в июне 2007 года Газпром» и итальянский концерн ENI инициировали проект «Южный поток».
Он включает в себя морской участок в Черном море от российского побережья в районе Джубги до болгарського в районе Варны. Подводный отрезок газопровода будет иметь протяжённость 900 км и будет принадлежать «Газпрому» и ENI поровну — 50% на 50%. Пропускная способность нового газопровода должна составить 30 млрд. куб. м³ в год с возможностью последующего расширения. Максимальная глубина прокладки составит 2000 м. Из Болгарии предполагается разделение газопровода на две ветки. Первая на северо-запад должна пройти в Италию с ответвлением в Австрию. Вторая на юго-запад в Грецию, откуда она пройдёт через Ионическое море опять же в Италию. В качестве транзитных стран и потребителей части газа, транспортируемого по новому газопроводу, станут Болгария, Греция, Сербия, Венгрия, Словения и Австрия.
После полутора лет проволочек, вызванных попытками Госдепартамента США помешать проекту, России удалось подписать с Болгарией, Грецией, Сербией и Венгрией межправительственные соглашения о строительстве сухопутной части «Южного потока». На стадии согласования находится проект соответствующего соглашения со Словенией, планируется подписание межправительственного соглашения с Австрией. Одновременно идет разработка ТЭО проекта и идет поиск источников финасирования. На этом позитив заканчивается.
Теоретически Украина серьезно проиграет от возможного введения в эксплуатацию «Южного потока», так как он неизбежно заберет значительнее объемы газа, транспортируемые сегодня через нашу страну в сторону Балкан и Венгрии. Однако на практике все обстоит куда сложнее, чем показывает «Газпром».
Во-первых, декларируемая финансовая состоятельность «Газпрома» не так убедительна, чтобы потянуть этот проект своими силами в условиях нерешенности массы других проблем, трудностей с проектом «Северный поток» и неэффективным управлением в российской газовой монополии, где непроизводственные расходы втрое превышают производственные.
Во-вторых, существенные сомнения вызывает экономическая состоятельность «Южного потока». Даже после подписания серии межправительственных соглашений с балканскими странами остается не ясным, как в «Газпроме» оценивали перспективные газовые рынки, на которые ориентируется новый газопровод. Или другими словами, куда в «Газпроме» собираются пристроить эти 30 млрд. кубов газа?
Болгария потребляет 5,3 млрд. кубов газа в год, Греция – 4,3 млрд., а Сербия – 3 млрд. Прогнозы постепенного увеличения газопотребления в этих странах оказались несостоятельными после начала мирового финансово-экономического кризиса. Сказанное в равной степени относится к остальным странам, на которые нацелился «Южный поток». Таким образом, на Балканах сейчас просто нет и не ожидается появления в средней перспективе того рынка, ради которого задумывался весь проект. Что же касается переориентации на «Южный поток» объемов природного газа, ныне транспортируемых на Балканы через Украину, то тут возникает предположение, что «Газпром» пытается обмануть сам себя.
Дело в том, что еще с 1997 г. работает ЗАО «Газтранзит», основной целью которого является расширение газотранспортной сети Украины в направлении Балкан. Для Украины этот проект был интересен в первую очередь тем, что проект реконструкции «Газтранзитом» изношенного магистрального газопровода Ананьев (Украина) – Тирасполь (Молдова) – Измаил (Украина) предусматривал строительство нового газопровода Ананьев – Измаил (длина 389 км) в обход территории Молдовы. Кроме того, благодаря этому совместному предприятию российский «Газпром» брал на себя обязательство загрузить новый газопровод необходимыми объемами газа, и Украина, соответственно, получала дополнительный объем транзита. В обмен на это «Газпром» получал часть прав собственности на реконструированную ветку газопровода в Украине после его соединения с участками в Румынии и Болгарии. Уставный фонд ЗАО «Газтранзит» был распределен следующим образом:
37% — НАК «Нефтегаз Украины»;
37% — ОАО «Газпром» (Российская Федерация);
18% —АО «Турусгаз» (Турция);
8% — АО «Трансбалкан» (Турция).
Но в 2001 г. на общем годовом собрании акционеров ОАО «Газпром» был впервые обнародован список аффилированных с ним структур. Среди них есть турецкая АО «Турусгаз», 45% акций которой принадлежит «Газпрому». Хотя компания «Трансбалкан» в этом перечне не числилась, но российские представители принимают активное участие в управлении этим предприятием. Таким образом, реальное участие российской энергетической монополии в «Газтранзите» близко к контрольному.
Исходя из этого, становится понятно, что прекращение транзита газа через Украину для загрузки «Южного потока» приведет «Газпром» не к победе над Украиной, а к дополнительным потерям. Ведь в «Газтранзите» он самый крупный собственник, а в морской части «Южного потока» российская монополия делит права собственности с итальянской ENI поровну. Также и права собственности на сухопутные участки «Южного потока» делятся «Газпромом» с энергетическими компаниями, уполномоченными местными правительствами. В итоге становится неясным, что же выиграет «Газпром», закопав в новую «трубу» значительные средства и поделившись прибылью от имеющегося экспорта с новыми партнерами, когда все это он уже имеет сейчас без всякого «Южного потока» и с меньшими затратами?
Основным потребителем газа для «Южного потока» предполагается Италия. Из 86 млрд. кубометров потребляемого ежегодно газа Италия сама добывает только 13 млрд., а остальное импортирует. Из них почти уже сейчас 20 млрд. она импортирует из России. Остальное поставляют Египет, Алжир, Ливия и Нидерланды. Учитывая, что прогнозы роста потребления газа в Италии, как и во всей Европе, не оправдаются из-за мирового финансово-экономического кризиса, выглядит сомнительной перспектива увеличения российской доли на итальянском газовом рынке. Италия просто не вместит предложенный российский газ в объемах, которые оправдают строительство «Южного потока».
Кроме того, последний газовый конфликт января 2009 года возродил страхи европейцев перед российским энергошантажом, для исключения которого еще в 1983 г. МЕА приняла знаменитое решение об обязательной диверсификации источников поставок энергоресурсов и недопустимости получения топлива из одного источника в объеме больше, чем треть от количества потребления. Потому Италия и дальше будет развивать технологии транспортировки сжиженного газа, на которые ориентируются Алжир и Египет, а «Газпром» традиционно критикует как главную угрозу своей стратегии газопроводов.
Январский газовый конфликт нанес удар по позициям «Газпрома» и в других странах, на которые ориентировался «Южный поток». В частности, Болгария, на 100% обеспечиваемая газом из России, провела переговоры с Азербайджаном о закупке 1 млрд. кубометров в год. Греция, до этого получавшая 80% потребляемого газа из России, обратила свое внимание на Египет. Венгрия, Румыния, Австрия являются участниками европейского проекта газопровода «Набукко», который призван как раз снизить зависимость этих стран от России и обеспечить приток газа из Азербайджана, возможно, Ирана и Туркменистана через Турцию и Балканы в Европу.
Учитывая, что рынка для природного газа, под который запланирован «Южный поток», в настоящее время нет и пока не предвидится, можно найти только одно объяснение российской настойчивости в этом вопросе. «Газпром» всеми силами пытается сохранить свое монопольное положение на европейском энергорынке и не допустить появления альтернативных транспортных маршрутов. Иными словами, «Южный поток» педалируется Россией, чтобы заблокировать проект «Набукко». С той же целью Россия в последнее время вернулась к идее строительства второй очереди газопровода «Голубой поток» в Черном море.
В свое время российско-турецкий конфликт вокруг «Голубого потока» был спровоцирован попыткой Анкары как монопольного покупателя газа на этом газопроводе ультимативно снизить цены на российский газ. Предполагалось, что зарыв достаточно денег в этот газопровод, «Газпром» будет вынужден согласиться с турецкими условиями, чтобы «Голубой поток» не простаивал. Позицию Турции удалось сломить только благодаря вмешательству европейских банков, финансировавших проект. Еще испытывавшая иллюзии интеграции в Евросоюз, Анкара подчинилась. Правда, выяснилось, что прогнозы потребления газа в Турции оказались слишком преувеличены, поэтому возможности «Голубого потока» завышены. В результате, «Газпром» отказался от строительства второй очереди газопровода, а первая очередь работает с неполной загрузкой. Проект оказался неудачным из-за неудовлетворительной подготовки на инвестиционной и прединвестиционной стадиях.
Ныне Россия реанимировала этот проект и пытается найти общий язык с Турцией. Российской целью является подключение «Южного потока» или второй очереди «Голубого потока» в качестве источника газа для «Набукко», если этот европейский проект не удастся сорвать. На кону стоит монополия «Газпрома» на балканском рынке.
Учитывая все сказанное, можно предполагать, что проект «Южный поток» на самом деле является российской PR-акцией. Его реализация в нынешних условиях маловероятна. А строительство в Черном море второй очереди «Голубого потока» для компенсации «Набукко» возможно, но прямо зависит не только от позиции Турции, но и от позиции Евросоюза, который предоставил «Набукко» свой особый статус. Таким образом, закрытый бассейн Черного моря превращается в арену, где ведется борьба между несколькими геоэкономическими проектами, имеющими большое политическое влияние. Эта борьба имеет прямое влияние и на морскую государственную границу Украины, так как Россия поставила под сомнение украинскую принадлежность акватории над геологической структурой Субботина (к югу от Керченского полуострова), где ведется опытная добыча углеводородного сырья ГАК «Черноморнефтегаз».
Российская государственная компания «Роснефть» вдруг тоже продемонстрировала интерес к структуре Субботина, хотя ранее черноморские месторождения никогда россиян не интересовали. Причина этого состоит в попытке России создать конфликтную ситуацию, которую можно будет уступить Украине в ходе переговоров в обмен на вынужденное согласие нашей страны на строительство «Южного потока» в наших водах. Кроме того, учитывая международную практику существенных ограничений на прокладку морских газопроводов с пересекающимися маршрутами, российский «Газпром», очевидно, пытается создать условия, при которых он сможет наложить свой запрет на перспективный проект газопровода «Белый поток», которым предполагается доставлять азиатский газ в Украину и далее в Европу в обход России.
Также Россия всячески подрывает перспективы транспортировки кавказской нефти в Европу по независимому от нее маршруту через Грузию, Черное море и Украину (Баку – Супса – Южный – Броды). Главной проблемой транспортировки нефти из Черного моря к европейским потребителям сейчас является проблема проливов Босфор и Дарданеллы. Ограничения при проходе этих проливов танкерами неизбежны, поэтому разрабатывались варианты их обхода нефтепроводами:
1. Обход Босфора в Мрморном море;
2. Нефтепровод Бургас—Алексондрополис;
3. Нефтепровод Бургас—Албания;
4. Порт Констанца с вариантами дальнейшей транспортировки по соединительным нефтепроводам и речными танкерами к потребителям в Европе или к терминалу «Триест», являющимся начальным пунктом трансальпийского нефтепровода к НПЗ Швехат, Ингольштадт и др.;
5. Реверсивный нефтепроводСамсун—Джейхан, позволяющий реагировать на изменения рыночных условий в Черном и Средиземном морях на протяжении долгого времени;
6. Маршрут Баку—Супса—«Южный» (Одесса)—Броды—Центральная и Северная Европа (запланирован как реверсивный с возможностью поставок нефти из Северной Европы на украинские НПЗ).
На сегодня Россия пытается перехватить инициативу в вопросе транспортировки нефти через Черное море, и уже подписала с Болгарией Договор о создании международной компании по строительству нефтепровода «Бургас – Александруполис». Россия является мажоритарным собственником с 51% акций компании, а Болгария и Греция имеют по 24,5%.
Проект предусматривает строительство двух терминалов для российской нефти в черноморском городе Бургас и греческом Александруполис и 280 км трассы, связывающей терминалы. Через нефтепровод в год будут транспортироваться около 50 млн. тонн нефти. На болгарской территории будут расположены 155 км трассы. Против строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис» уже появились возражения в Болгарии. Его противники считают, что это строительство угрожает болгарской природе и туризму на Южном побережье Черного моря.
Потому в ближайшем будущем мы станем свидетелями развития морских трубопроводных конфликтов в Черном море.