--{12353081 Основы интернет - психологии. Психология подростка.
Я обратила внимание, что сегодня многие форумчане обсуждают с разных точек зрения тематику особенностей поведения детей подросткового возраста.
В связи с этим с Вашего позволения представляю на обсуждение статью написанную в форме тезисов (основных мыслей) на достаточно доступном для не специалиста языке. Быть может эта заметка позволит вам понять проблемы вашего ребёнка. (Очень не хотела бы Вам надоесть).
Каковы психологические особенности подросткового возраста?
1. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет (когда могут формироваться психопатии, связанные с дефектами воспитания), только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих межличностных взаимоотношений.
4. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников. Однако не всем удается полностью "пересеч пуповину", что приводит к серьёзным психологическим проблемам в дальнейшей жизни. Наши женщины знакомы с ситуацией, когда их мужья остаются "под крылышком" своих матерей и при малейшей проблеме бугут к маме за советом ( в литературе такое явление взаимной психологической зависимости и геперопеки со стороны матери нередко называют психологическим браком).
5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, в сочетании с избеганием взрослой ответственности (что невозможно априори - и возникант персистирующий внутренний конфликт).
6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. (Созревающая логика не в силах победить собственные бушующие эмоции - что вновь порождает постоянный внутренний конфликт). Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.Самовозвеличивание при полном отсутствии оснований для этого.
8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и нежеланная тяжесть расставания с отсутствием ответственности, характерным для детского возраста. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности; на этой почве формируются мрачные черные идеи неизбежности гибели, появляются суицидальные тенденции (особо опасные в связи с недостаточной развитостью инстинкта самосохранения и непонимания последствий суициадльных действий - иначе говоря подросток хочет "посмотреть на горе близких по поводу его кончины", не понимая паралогики высказывания - ведь посмотреть будет некому). Это состояние очень близко к психическому заболеванию. Не удивительно, что именно в этом возрасте впервые проявляется у больных Шизофрения - прогностически наиболее неблагоприятная её форма.
9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность "проблем", подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
10. В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.Нередко это противостояние перерастает в конфликты.
11. Формирование «Мы-концепции у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
12. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется еще не зрелым и не всегда последовательным логическим. "Женская логика" - вершина здравомыслия, в сравнении с логикой подростка.
14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.Но "свои" идеи принимает как непогрешимые, единственно правильные и не требующие доказательств.
15. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму (отрицание любой идеи идущей извне). Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Это так называемые «жизнестойкие дети» с генетически обусловленной устойчивостью психики). Они сразу начинают мыслить "по взрослому" и не создают проблем родителям и окружающим.
16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность (фактически только в этот момент человек осознает себя как отдельную самостоятельную личность и стремится всесторонне идентифицировать самого себя), самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе, что проявляется в потребности вести дневники, через которые, иногда, только и удаётся узнать о "вселенского масштаба проблемах", которые терзают душу новой личности.
17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. И своё место в сообществе людей. При правильном развитии личности фактор эгоцентризма получает достаточно веский противовес.При неправильном - окончательно формируется из зачатков кризиса возраста 3-5лет, психопатологическая личность (психопат). В дальнейшем исправить этот дефект не удастся никогда, возможно только приостановить прогрессирование личностных изменений.
18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый. И обязательно не похожий на родителей.
19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц, нездоровая худобА и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
20. Ребёнок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно «роковая красотка», это может быть и стиль «бизнес вумэн», максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до «этих глупостей».
21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, агрессивности (влияние половых гормонов), выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
22. Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчёта. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
23. Если значимый взрослый (выбранный в качестве идеала и образца подражания реально существующий и контактирующий с подростком человек) расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки подростка и помогает правильному формированию личности.
24. В благоприятном случае развития личности - уровень знаний для подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно "успешной" карьеры. Учёба впервые превращается не в учёбу для оценки, а в учёбу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.
Источник информации для адаптации:
НАРКОТИКИ.РУ