Booking.com

Гудбай, ЕС, гудбай...

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Валерия Пиффари.

Намедни Евросоюз подписал соглашение об ассоциации с Боснией и Герцеговиной - на половину мусульманской страной, истерзанной гражданской войной. Европейцы отметили, что Боснии и Герцеговине предстоит еще много сделать, прежде чем стать полноценным членом ЕС. Это и понятно - страна, которая, повторюсь,  только начала оправляться после войны, не может быть готовой к вступлению в столь рафинированный клуб.

Но, главное, что перспективу членства эта маленькая и многострадальная балканская страна все же получила. В отличие от Украины. Наше соглашение об упрощении визового режима, еще не известно когда вступающее в силу, выглядит просто таки издевательством.

Также накануне генеральный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте заявила, что она против подписания соглашения об ассоциации с Сербией, пока все сербские военные преступники не предстанут перед судом. Позиция, ясное дело, принципиальная, вот только не понятно, прислушается ли к ней  Еврокомиссия. Ну не брать же в ЕС Косово и оставлять за его бортом Сербию. Да и умилостивить Белград за ампутацию косовского края тоже чем-то надо. 

А еще есть Черногория, Македония, Хорватия, Албания, наконец. А там снова всплывет Турция. А что же Украина? А Украина, похоже, в пролете.

 Европейцы настойчиво пытаются нам внушить, что о перспективе членства Украины в Европейском Союзе, даже самой отдаленной, речь не идет. Это при том, что, как в случае с Турцией, можно отодвигать все дальше и дальше дату возможного вступления той или иной страны, мотивируя это тем, что, дескать,  темп и глубина реформ недостаточны. Но Украине даже намека получить подобного не удается.

Зато нас активно привлекают к различным «соседским» проектам и, в первую очередь, энергетическим. Не секрет, что Европа очень обеспокоена своей энергетической безопасностью, а, поскольку украинская территория в значительной степени задействована под всевозможные транзитные магистрали, то очевиден и соответствующий интерес к нам.

Недавно в Киеве прошла международная встреча, где в который раз обсуждались вопросы энергетики. Европейцы, вновь подчеркнув, что о членстве речь не идет, намекнули, что для успеха политики соседства необходима интеграция в европейский энергетический рынок. То есть, другими словами, нас призывают играть вместе с Европой против ... понятно, против кого.

Но все это - без перспективы членства. Не знаю, согласятся ли со мной, но, по-моему, существует  не только геополитика, но и геопсихология. Так вот, по законам этой геопсихологии, Европа готова принять в свои ряды кого угодно, только не Украину. Я, кстати, совершенно не исключаю, что, скажем, Молдавия или Белоруссия в той или иной форме присоединятся к Евросоюзу раньше нас. В той или иной форме, потому что, как мне кажется, уже с присоединением Болгарии и Румынии ЕС может столкнуться с проблемой перенасыщения, а если подтянутся страны Балканского региона, к чему все и идет, то ЕС может вообще загнуться. Впрочем, возможно, я несколько все драматизирую. Чего не отнимешь у европейцев, так это умения рационализировать, несмотря на их кажущуюся безалаберность. В любом случае, лет через 20, а в плане нашего возможного вступления в ЕС называется именно такой временной срок, Евроклуб, скорее всего, будет существенно отличаться от того, что мы видим сейчас.   

Если нам, как говорится, «не светит» стать членом единой европейской семьи, по крайней мере, в обозримом будущем, то нужно ли нам отказаться от европеизации как таковой? Безусловно нет. Реформы ни в коем случае не должны быть элементом шантажа - раз вы нас к себе не берете, то мы и стараться не будем. Какое-то время назад наиболее подходящую формулу высказал дискредитировавшийся на сегодня Александр Мороз: Европу нужно строить в самой Украине. Если отбросить некую абстрактность этой формулы, то нельзя не согласиться, что именно так и стоит поступать. В конце концов, Швейцария и Норвегия не входят в ЕС, но было бы странно, если еврочиновники вдруг стали бы выдвигать какие-то условия этим двум странам, захоти они присоединиться к Евросоюзу.

Я кончено понимаю, что Украине, скорее всего, не суждено стать карпатской Швейцарией, как об этом мечтал первый президент Леонид Кравчук. Особенно на такие мысли наводит нынешняя ситуация в стране, когда, складывается такое впечатление, никому до страны никакого дела вовсе нет. Но, дай бог, все образумится, и тогда попробовать все же стоит. Ясно одно: одних заверений украинских политиков о неизменности европейского выбора Украины явно не достаточно.

http://ua.rian.ru/

Наверх страницы

Отели в Италии