Booking.com

Светлое Пасхальное Воскресение

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя mimmina.

Пасха является одним из самых главных (так называемых двунадесятых) праздников христиан. В этот день празднуется Воскресение распятого Иисуса Христа. Событие это отмечается по лунному календарю, поэтому дата Пасхи является переходящей в нашем солнечном календаре.

В этом году Светлое Пасхальное Воскресение приходится на 27 апреля.

За семь недель до Пасхи начинается Великий пост. Он состоит из четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед самой Пасхой). Пост святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим по особой важности его установления. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица - это воспоминания о последних днях земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общая продолжительность Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Время Великого поста называется в Православной церкви "Весна постная". Lent (от древнеанглийского Lencten - весна) – так называется Великий пост в англоговорящих странах, напоминая о том, что пост - это время духовного расцвета и пробуждения. Христиане с особой строгостью соблюдают первую и Страстную седмицы Великого поста.

Мы с вами неоднократно говорили о том, что пост - это не диета. К посту нужно подходить осознанно, предварительно попросив благословения своего духовного наставника. Он-то и подскажет, как поститься с учетом вашего здоровья, а также, что следует делать во время Великого поста. Пост – это, прежде всего, очищение души.

Строгий пост соблюдать очень сложно, не каждому это по силам. Поэтому даже церковь дает определенные послабления в этом отношении. А если посмотреть на пост с иной точки зрения, то мы увидим, что разнообразие постных блюд позволяет удовлетворить вкусы самых взыскательных ценителей кулинарии. У нас с вами было множество рецептов постной кухни, но это не предел.

Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц.

Выделяют несколько степеней поста:

- полное воздержание от пищи;
- сухоядение;
- горячая пища без масла;
- горячая пища с маслом (растительным);
- вкушение рыбы.


Согласно Монастырскому Уставу, в первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день. Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

Из истории Великого поста в России


Во время Великого поста жизнь в православных странах кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом, на первой неделе Поста и на Страстной седмице останавливались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.

Царь Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети в первые три дня поста соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы. Только в среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот и рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова постился, а в субботу причащался Святых Христовых Таин.

В Греции и сегодня первый день поста - выходной.

В Великий пост каждая неделя (а их насчитывается 7) посвящена воспоминанию о каком-либо особом событии или лице, призывающем грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон св. Андрея Критского, в котором приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, верующие оплакивают свои грехи. Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение "колива", т.е. отваренной пшеницы с медом, в память св. Великомученика Феодора Тирона, который оказал христианам благотворную помощь для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное еще при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются в середине храма полукругом на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы.

В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Считается, что именно он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы Крест для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Господней и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы.

В четвертое воскресенье Великого поста церковь чтит память великого подвижника VI века - святого Иоанна Лествичника, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе. В своем творении «Лествица Рая» он изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние св. Марии Египетской». Жизнь святой Марии - великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии - должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого поста - великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник также называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. В этот день на Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздают молящимся. Верующие стоят с ними при зажженных свечах до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

Вербным Воскресением заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста - установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

Как и всякий другой праздник, Пасха имеет свои традиции и обычаи.

Пасхальные обычаи


Еще древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения. И по сей день каждый благочестивый мирянин не пропускает ни одного церковного Богослужения во время всей Светлой седмицы.

Во все времена великий праздник Пасхи христиане святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященное в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

На Руси с Пасхи всегда начинались веселые гуляния: парни и девушки качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки. На Пасху все христосуются — трижды, по-русски целуются в губы со словами: «Христос воскрес!» — « Воистину воскрес!» Славят Воскрешение Христово, дарят друг другу крашеные яйца, относят их на могилы умерших. В день Пасхи после семинедельного поста на столе появляются куличи, творог, мясо, крашеные яйца. Куличи пекут из сдобного теста с добавлением орехов, изюма, пряностей.

В некоторых селах сохранился и такой обычай: рано утром по домам ходят дети с благой вестью о чудесном Воскрешении, а хозяева одаривают их крашеными яйцами и сладостями.

Пасха празднуется семь дней. В первый день хозяйки-жены остаются дома, а мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Во всех домах столы накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т.п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе.

Обыкновенно садятся за стол на полчаса и потом прощаются, гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается, чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время в эти святые дни многие просто ходят друг к другу в гости.

С древнейших времен у христиан существует обычай в ночь Воскресения Христова после праздничной службы разговляться (вкушать скоромную пищу) освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами.

В эти дни люди стремились делать добрые дела, и даже бедные выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.

Обычай христосоваться - очень древний. Священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир при конце утрени. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе». Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан. Но такой порядок можно было соблюсти лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывает немного молящихся. В наши же дни, когда в храмах собирается большое количество молящихся, священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим, заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа. В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. И, конечно же, слова эти должны быть одушевлены живой верой и любовью к Иисусу Христу.

А лобзание, соединенное с этим пасхальным приветствием является древним, идущим еще от времен апостольских, знамением примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

 Инесса Оливка

Наверх страницы

Отели в Италии