Booking.com

Объятья и поцелуи мировых лидеров: как мы дошли до этого?

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Валерия Пиффари.

Это произошло на саммите 'большой восьмерки', состоявшемся в Санкт-Петербурге на прошлой неделе. Президент Буш подошел сзади к сидевшей за столом Ангеле Меркель, положил руки ей на плечи и - так это выглядело со стороны - дважды сжал их. Фрау канцлер всплеснула руками и ее лицо как будто исказила гримаса, а СМИ и общественности остается гадать, что бы это могло значить.

Немецкие СМИ резко осудили 'любовную атаку' Буша (определение газеты Bild), а в Соединенных Штатах консервативные и либеральные блогеры все рассуждают о том, был ли этот акт призван выразить теплое отношение или был не чем иным, как старомодным методом ухаживания.

Сама по себе резкая переквалификация Буша в массажисты была, по меньшей мере, дипломатическим ляпом. Независимо от замысла Буша, Меркель была не в восторге от этого жеста. Но в контексте распространившейся в последнее время фамильярности в отношениях между политиками, 'массажный момент' Буша может считаться, при всей своей странности, совершенно невинным.

'Он казался очень независимым и серьезным, - заявил Путин на интернет-конференции. - Мне захотелось потискать его как котенка'.

В апреле в Сиэтле, когда сотрудник компании Boeing подарил бейсболку председателю КНР Ху Цзиньтао, человеку, которого не упрекнешь в чрезмерной раскованности, Ху крепко обнял его в ответ. 'Первый раз обнимаюсь с президентом', - заявил пораженный Пол Дернье (Paul Dernier).

Сенатор от штата Коннектикут Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) ведет политический бой всей своей жизни из-за того, что Буш после своего прошлогоднего обращения к нации якобы обнял и поцеловал его. Губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон (Bill Richardson), имеющий, как говорят, президентские амбиции, испытал политический удар в декабре, когда его заместитель Дайан Дениш (Diane Denish) заявила журналисту Albuquerque Journal, что на официальных мероприятиях она старается держаться от него подальше, потому что: 'Он тыкает в меня. Он щиплет меня за шею. Он трогает меня за бедра и ляжки и как бы поглаживает по ноге'.

Что случилось со всеми этими лидерами? Всеобщее помешательство?

Не так давно американские политики ограничивали свое физическое взаимодействие с публикой и друг с другом старомодным жестом, известным под названием рукопожатия.

Напомню, если вы забыли: два человека протягивают друг другу правую руку, пожимают руки, покачивая предплечьями, а затем быстро их отпускают. Без тискания, без поглаживания. Просто пожимаешь, и все.

Как мы пришли от этого к поцелуям в живот, массажу плеч и 'как бы поглаживанию по ноге'? Оказывается, что все эти прикосновения неслучайны.

Политические консультанты призывают политиков - которые, как говорят, в любом случае жаждут контакта с людьми - обниматься, когда этого просит душа. Фрэнк Лунц (Frank Luntz), политический консультант республиканцев, говорит, что он рекомендует своим клиентам обниматься, не стесняясь.

'Я говорю политикам в этой стране, что им нужно быть более 'физическими' - заявляет он. - Именно это является проявлением эмоций, теплоты и сплоченности. Я вообще считаю, что физический подход в политике играет позитивную роль'.

Лунц говорит, что недавно он завез свою мантру 'больше контакта' в Италию, где он консультировал Романо Проди, победителя недавних выборов.

Показательно, что американский политический консультант призывает итальянского политика не бояться прикосновений, - говорит Алан Пиз (Allan Pease), эксперт по связям со СМИ, консультирующий политиков и глав корпораций, автор "The Definitive Book of Body Language".

Пиз считает, что Соединенные Штаты большую часть своей истории придерживались типично североевропейской культуры, в которой физический контакт между незнакомыми людьми оценивается негативно, и которая также распространена в бывших британских колониях, например, Австралии и Новой Зеландии. По его словам, средиземноморские культуры более склонны к объятьям.

'В Германии принято воздерживаться от разного рода прикосновений, - говорит он. - Тискать - не в их обычае. Но если вы будете обниматься в Италии, то там решат, что вы парень что надо'.

По мнению Пиза, Соединенные Штаты как плавильный котел культур стали более спокойно относиться к физическому контакту между незнакомыми людьми.

Со временем в Соединенных Штатах были выработаны более интимные варианты рукопожатия. Например, двойное рукопожатие, когда один или оба участника кладут свободную левую руку на сжатые правые руки. Или захват под локоть, за предплечье, плечо, наконец, обхват, когда рукопожатель обвивает свою жертву свободной рукой как партнера в танце.

Сегодня Буш одинаково легко пожимает руки и дарит поцелуи и объятья. Он поцеловал государственного секретаря Кондолизу Райс после ее назначения государственным секретарем в 2004 г., а на церемонии выпуска в Академии торгового флота (Merchant Marine Academy) в июне он заключил в медвежьи объятья выпускника, который сказал ему, что он настоящий мужчина.

Как говорит Пиз, проблемы бывают, когда американская интимность несется туда, где ее не воспринимают.

'Когда за вами наблюдает всемирная аудитория, некоторые считают, что все в порядке, а другим кажется, что это очень странно', - говорит он.

Как политический акт, излишние прикосновения неоднозначны. Они могут быть эффективным способом выражения симпатии. Лунц говорит, что он навсегда запомнил, как во время публичных слушаний по бюджету в 1996 г., женщина в кресле-каталке начала прерывать выступления политиков, и тогда член Палаты представителей от штата Коннектикут Кристофер Шейз (Christopher Shays) спустился к ней, взял ее за руку и спросил: 'Чем я могу помочь?'

'Я называю это деликатным прикосновением, - говорит Лунц. - Она почувствовала его заботу'.

Но, похоже, что для политиков физический контакт может быть и проблемой. Билл Клинтон, обнимающий Монику Левински (Monica Lewinsky), перевесившуюся через ограждение - эта картинка была максимально растиражирована во время скандала в Белом Доме.

Политические блогеры критикуют Буша за то, что он, кажется, не может удержаться от похлопывания по лысой голове. Лунц говорит, что такое прикосновение он не может одобрить. 'Могу вам сказать, что это не будет оценено положительно, - говорит он. - Физическое прикосновение должно вызывать симпатию к вам, а не служить насмешкой'.

Что касается спонтанного массажа, устроенного Бушем Меркель, то Пиз говорит, что это совершенно недопустимо: 'Такого точно не стоит делать'.

ИноСМИ

Наверх страницы

Отели в Италии