Рабы — не мы, рабы — в Риме. Как заробитчане с помощью русских интегрируются в Италию
Офис итальяно-украинской культурной организации находится на станции метро «Ребибия». Район Ребибии — для итальянцев просто конечная станция линии Б римского метрополитена. Не очень богатый район, а с наплывом мусульманских беженцев — еще и не очень безопасный. Римляне в этот район стараются не ездить. А вот для украинцев это место особенное, место надежды на лучшую жизнь. Отсюда для многих заробитчан начинается путь к заветной работе сиделки или уборщицы.
Украинцев выбирают как рабов
Офис ассоциации представляет собой площадку-парковку, на которой расположен одноэтажный дом и павильоны для торговли. На парковке стоят автобусы и фургоны с украинскими номерами, а над входом развивается украинский флаг.
Заправляет украинской Ребибией солидный синьор, отставной морской офицер Марио Тронка. Именно ему Папа Римский в свое время поручил организовать хаотичный поток украинцев, ищущих лучшей жизни. Любезный сеньор Марио подробно рассказал нам о нелегком и благородном деле, которому он посвятил свою жизнь, за что даже стал почетным гражданином города Тернополя.
По его словам, данная площадка призвана облегчить заробитчанам процесс поиска работы. По выходным дням достаточно прийти на Ребибию, встать за натянутую веревку к стене и ждать, когда тебя выберут итальянские наниматели, ищущие сиделок для пожилых людей (баданте), нянь для детей или уборщиков.
Вид грустных украинцев, стоящих за веревочкой в ожидании счастливого часа, удручает, потому что внешне напоминает средневековую работорговлю. И по сути ей и является, только в современной интерпретации. Поэтому, как рассказывает Марио, от натянутой веревки организаторы решили отказаться, так как это некрасиво. Хотя сути отстуствие веревки не меняет…
Идиллия не получилась
Еще Ребибия — это глобальный украинский автовокзал. Все автобусы, следующие из украинских, особенно западных, городов, прибывают именно сюда. Здесь же происходит оборот посылок в обе стороны.
По выходным площадка превращается в настоящий Привоз: отовсюду звучит украинская речь, на лотках разложены вышиванки и сало, а люди жадно обмениваются последними новостями о жизни оторванных от своей родины заробитчан. А заробитчане получают новости «из первых рук», о том, что происходит на Украине.
С первого взгляда Ребибия кажется невероятным благом католической церкви, признающей главенство человеческих ценностей и помогающей украинским братьям устроиться на новом месте.
Марио несколько раз в течение интервью повторил фразу: «У украинцев и нас, итальянцев, а в целом — шире — европейцев, есть общие иудео-христианские корни». Также он подчеркнул, что у украинцев совершенно не возникает проблем по адаптации и врастания в итальянское общество.
Босс Ребибии рисовал идиллическую картину чуть ли не воссоединения братских народов — украинского и итальянского. Но на нашу просьбу пройтись с камерой по его площадке и взять пару интервью у заробитчан Марио почему-то ответил отказом, объяснив это тем, что людям камеры будут только мешать. Вместо этого он предложил себя в качестве гида и ходил с нами вплоть до конца, а по сути просто контролировал работу журналистов.
Откровения заробитчан
На улице к нам начали подходить заробитчане и изливать душу. Женщина, которая трудится в Риме сиделкой, посетовала на судьбу: «Нас заставила держава страдать. Вот они (власть — ред.) виноваты, их нужно поменять. Но мы инвестируем в Украину, столько денег шлем назад».
Другая женщина, которая прошла уровень «баданте» и поднялась до социального работника, задается риторическими вопросами: «Все украинцы, которые позаканчивали университеты, работают здесь сиделками и уборщицами. Но, перед тем как разрушать семьи, надо думать, ехать сюда или нет. А вообще-то где мужики украинские? Почему мы, женщины, здесь?»
Молодая девушка Ольга из Винницкой области подошла к нам и рассказала, как на самом деле помогает Ребибия новоприбывшим украинцам: «Я сталкивалась с Марио, когда приехала. Он предлагал мне делать запрос на политическое убежище. А это значит поставить крест на своей репутации в итальянском обществе. Он очень хитрый, ему бы только взять 300 евро и сказать, что все будет хорошо. Насчет Марио — я не советую его как адвоката, да и как человека. Я приезжала сюда два раза за помощью, но помощь здесь не нашла. Поэтому я советую искать культурное сообщество в другом месте. Существуют русские школы в Риме, русская культурная ассоциация. Надо ездить и проверять».
И это нас озадачило. Здесь, вне Украины, различия русских и украинцев уже отсутствует. Вот ведь, винницкая девушка советует обращаться именно в русские культурные ассоциации. Между тем, Ольга рассказала, что украинскую среду очень сложно назвать сообществом, потому что люди разобщены и даже не стремятся к объединению. Еще она отметила, что украинцы не особо стремятся к интеграции, неохотно учат итальянский язык и часто приезжают в Италию только за деньгами.
Такой непостоянный Марио
Марио Тронка оценил украинцев, приезжающих по безвизу исключительно работать (что незаконно): «Они не подпольные иммигранты, отнюдь, они числятся как неправильно оформленные, находящиеся в ожидании оформления».
Вот на какие ухищрения идет Марио — заробитчане, оказывается, — не нарушающие закон, а «неправильно оформленные».
Ну и напоследок. В интервью сеньор Марио, касаясь войны на Донбассе, сказал: «Это война не между Россией и Украиной, а между злыми США и Россией. Я согласен с нашим понтификом — разрешить ситуацию следует только согласно Минским договоренностям. Если можно, то я предложил бы уже отдать Крым Путину и больше не ссориться с нашими братьями».
Казалось бы, адекватность и справедливость зашкаливают. Но в сюжете украинского телеканала «Факти ICTV» Марио Тронка говорил совсем другие вещи: «Мы всей ассоциацией собираем гуманитарную помощь в АТО. Мы поддерживаем украинский народ в его борьбе. Украина должна быть для украинцев».
Когда мы прощались, Тронка к традиционному итальянскому «арриведерчи» добавил «Злава Укарине!»