Из многочисленных событий, произошедших 12 июля, и имеющих отношение к итальянской истории, в первую очередь выделяются четыре: смерть Иоанна Гуальберта (аббат, причисленный к лику святых), рождение Амедео Модильяни (художник, скульптор) и Гая Юлия Цезаря (диктатор, полководец), а также спасение последних членов экипажа дирижабля «Италия». Если о Цезаре слышали многие, а о Модильяни хоть кто-то, то о Гуальберте и дирижабле «Италия», на просторах СНГ практически ничего неизвестно. Самое время исправить это!
I: Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.). В первую очередь о римском диктаторе знают то, что он был вероломно убит заговорщиками. Некоторые слышали и о связи великого полководца с египетской царицей Клеопатрой. А кому-то в университете посчастливилось выучить латинские фразы, сказанные Цезарем. Любители комедии наверняка сразу же вспомнят о войне Цезаря с галлами, о которой широкой публике стало известно благодаря фильмам «Астерикс и Обеликс». Для кого-то Цезарь «это салат», а кому-то уже давно надоело слушать эту шутку.
Цезарь, пожалуй, самый известный итальянец во всём мире. Хотя бы потому, что о нём мы узнаем ещё в детстве на уроках истории. А вот Челентано, Паваротти и Беллуччи приходят в нашу жизнь в более сознательном возрасте. О великом диктаторе написано огромное количество книг и снято множество фильмов. Навряд ли удастся чем-то удивить даже самого неискушённого читателя. Поэтому стоит заострить внимание на тех легендарных фразах, сказанных полководцем. Ведь мудрость вечна, и именно на неё следует опираться в тяжёлые периоды жизни.
«Veni, vidi, vici! – Пришёл, увидел, победил!», - фраза, сказанная Цезарем после быстрой победы над боспорским царём Фарнаком (47 год до н.э.). Этакое лёгкое достижение цели.
«Alea jacta est – Жребий брошен», - именно эти слова сказал будущий диктатор, после того как перешёл Рубикон и развязал войну с Сенатом. Смысл в том, что назад дороги нет.
«Et tu, Brute? – И ты, Брут?», - последние слова Цезаря, в «классической» интерпретации означающие предательство. Однако некоторые склонны считать, что Цезарь имел в виду, что «Брут будет следующей жертвой».
О честолюбии: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». О том, что не стоит затягивать с решениями: «Лучше умереть сразу, чем жить ожиданием смерти». О самовнушении: «Люди охотно верят тому, чему желают верить». О жизненной позиции: «Не теряет лишь тот, кто ничего не имеет».
Это лишь небольшая часть высказываний Цезаря, чья мудрость была беспредельна.
II: Иоанн Гуальберт (995 – 1073). Точной даты рождения Иоанна неизвестно, зато дата смерти осталась в истории навсегда. Будущий основатель монашеского ордена валломброзианов (ветвь бенедектинского ордена) родился в городке Таварнелле-Валь-ди-Пеза (Тоскана) в семье аристократов. Изначально сын патрициев не собирался становиться священником, однако в его жизни произошло событие, которые оказало сильное влияние на Гуальберта.
Согласно легенде, Иоанн должен был отомстить за убийство своего брата Уго. Но когда пришло время расплаты, у ворот Сан-Миниато во Флоренции убийца брата начал молить о пощаде, и будущий аббат решил проявить милость. После этого Иоанн поклялся, что больше никогда не станет прибегать к насилию и посвятит свою жизнь служению богу. Сначала он окажется в аббатстве Сан-Миниато, где будет усердно замаливать грехи, а в 1038 году покинет его для того, чтобы основать собственный монастырь.
На протяжении своей жизни Иоанн будет бороться с епископской симонией (покупка и продажа священных реликвий, духовного сана, церковных должностей, таинств и священнодействий). К лику святых его причислят в 1193 году. Кроме этого в 1951 году Папа Пий XII «назначит» Иоанна Гуальберта покровителем итальянских лесничих, а в 1957 году и бразильских.
III: Амедео Модильяни (1884 – 1920). Один из ярчайших представителей экспрессионизма появился на свет в Ливорно. До 1906 года он жил в Италии, а после переехал в Париж, где познакомился с испанским мастером Пабло Пикассо, оказавшим огромное влияние на молодого Модильяни. Центральной фигурой в творчестве Амедео является человек, и именно ему было посвящено значительное количество работ итальянского художника. Также Модильяни увлекался работами времён Ренессанса и модными в то время африканскими произведениями.
По происхождению Амедео был евреем-сефардом (субэтническая группа, сформировавшаяся на Иберийском полуострове во времена Римской Империи). Четвёртый (самый младший) ребёнок в семье не отличался крепким здоровьем и постоянно болел. В 1895 году он слёг с плевритом, а спустя три года заразился тифом. 15-летний юноша страдал от бреда и галлюцинаций, во время которых перечислял известные работы итальянских мастеров. После выздоровления он понял, что его призвание – быть художником. Мать Амедео, оказавшая на него огромное влияние, разрешила подростку кинуть школу и сосредоточиться на обучении искусству. Отец не стал возражать.
С 1898 по 1906 год Амедео путешествовал со своей матерью по всей Италии. В 1900 году Модильяни слёг с туберкулёзом, который спустя 20 лет станет причиной его смерти. В 1906-м, благодаря своей матери, собравшей немного денег, талантливый парень переехал в Париж, где смог поближе познакомиться с работами великих мастеров. В столице Франции он полностью раскрыл свой талант, однако это не помогло ему получить признание. Слава к Модильяни, как это часто бывает у художников, пришла лишь после смерти.
Амедео умер 24 января 1920 года, а на следующий день покончила жизнь самоубийством его возлюбленная Жанна Эбютерн. В это время 21-летняя модель была на девятом месяце беременности. Ребёнка спасти не удалось, а единственную дочку Модильяни и Эбютерн, родившуюся в 1918 году, взяла на воспитание сестра художника, который был похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез. Правда, довольно скромно.
Главным «успехом» итальянского экспрессиониста, творившего в разных направлениях, стоит считать аукцион «Сотбис» 2010 года, на котором две картины Модильяни ушли за 60,6 и 68,9 миллиона долларов. Кроме этого о жизни Амедео рассказывают две киноленты «Монпарнас, 19» и «Модильяни», снятые в 1957 и 2004 гг. соответственно.
IV: экспедиция на дирижабле «Италия» (1928 г.). Утром 25 мая около архипелага Шпицберген потерпел крушение летательный аппарат под командованием генерала Умберто Нобиле. В состав экспедиции входило 18 человек и собака капитана по кличке Титина. Своё путешествие дирижабль начал 15 апреля, вылетев из Милана. Перед командой учёных ставились довольно амбициозные цели, включавшие в себя исследование обширных территорий около Северного полюса, а также различные наблюдения. Советские метеорологи предупредили Нобиле о том, что экипаж постоянно будут сопровождать плохие погодные условия, однако возвращаться было слишком поздно, так как судно уже успело покинуть пределы Италии, и командир принял решение продолжить экспедицию. Первое серьёзное испытание выпало на «Италию» на территории Германии: после шторма дирижаблю пришлось провести десять дней «на больничном». Несмотря на преграды, летательный аппарат добрался до места дислокации (Конгсфьорд) 10 мая.
«Италия» совершила три вылета в сторону Северного полюса и 23 мая наконец-то достигла поставленной задачи. После того как команда сбросила вниз флаг Италии и крест Папы Пия XI, дирижабль развернулся и взял курс на базу. Но долететь до большой земли, ему было не суждено.
В 10:33 по местному времени «Италия» ударилась о лёд, около 50 метров дирижабль тащило по снегу, после чего оторвало от воздушного корабля и унесло далеко в сторону. Внутри судна находились шесть человек, остальных выбросило на льдину. Тех, кого унесло ветром, в итоге так и не нашли.
Тем, кто выбрался, очень сильно повезло. Несмотря на полученные травмы, в распоряжении Нобиле и его людей оказалось довольно много провианта и вещей. К тому же им удалось подстрелить белого медведя и насытиться его мясом. Не считая шести без вести пропавших человек, при падении погиб только один член экипажа – Винченцо Помелла. Его похоронили на льдине.
Обнаружил потерпевших катастрофу советский радиолюбитель Николай Шмидт. Спустя девять дней, 12 июня, из Архангельска на поиски экспедиции вышел ледокол «Малыгин», однако 20 числа он застрял во льдах и не смог продолжить операцию. Второму ледоколу повезло больше. Несмотря на аварийное состояние, «Красин» был отправлен на помощь «Италии» и спустя месяц эвакуировал последних «жителей» «красной палатки».
За время спасательной операции произошло довольно много трагических событий. Спустя несколько дней после крушения, трое мужчин пешком отправились на поиск базы: один из них погиб, один отморозил ногу и один добрался целым. Помочь команде Нобиле хотел известный исследователь Руаль Амундсен. Несмотря на натянутые отношения с командиром «Италии», норвежец снарядил самолёт, но в итоге сам пропал без вести. Чуть было не поплатился жизнью и лётчик Эйнар Лундборг, прилетевший на помощь итальянцам. Самолёт лейтенанта перевернулся и сломался, поэтому шведу пришлось остаться на льдине вместе с членами экипажа разбившегося дирижабля. Правда, до этого, Лундборгу всё-таки удалось эвакуировать Нобиле и Титину. Сломался самолет и у Бориса Чухновского, который наотрез отказался от помощи. Советский лётчик хотел, чтобы сначала спасли итальянцев, и только после них его экипаж. Людям Чухновского пришлось несладко, но они дождались помощи. Правда, спустя четыре дня после окончательной эвакуации «красной палатки».
Конечно же, не обошлось и без скандалов. Первый касался радистов, оставшихся на судне «Чита ди Милано», которое следило за перемещениями «Италии». Два дня, 27 и 28 июня, вместо того, чтобы пытаться словить сигнал потерпевшего крушение экипажа, они были заняты личной перепиской.
Вторым антигероем стал Филиппо Цапи, отправившийся искать с двумя товарищами базу. Во время поисков метеоролог Финн Мальмгрен погиб, а штурман Адальберто Мариано лишился ноги, но что касается Цапи, то он выглядел отлично и был сыт. В итоге его обвинили в присвоении вещей и каннибализме. Филиппо, конечно же, всё отрицал и при этом вёл себя вызывающе, в отличие от Мариано, который был очень благодарен спасателям.
После спасения тех, кто выпал на льдину, Нобиле настаивал на том, чтобы начать поиск дирижабля и шестерых человек застрявших в судне. К Умберто не прислушались. Но спустя месяц, по просьбе родственников одного из пропавших, была организована операция, не увенчавшаяся успехом, и унёсшая жизнь ещё трёх человек.
Несмотря на то, что Нобиле был встречен в Италии как герой, именно его признали главным виновником катастрофы. Муссолини обрушился с критикой на генерала. А Владимир Маяковский написал стих «Крест и шампанское», в котором обозвал итальянского исследователя «трусишкой» и «фашистским генералишкой».
А что Николай Шмидт, словивший сигнал итальянцев? Его расстреляли в 1942 году. И реабилитировали в 84-м.