Продолжаем бродить по Риму. Сегодня мы пройдемся по Капитолийскому холму, или просто Капитолию, – одному из семи холмов, на которых возник Древний Рим.
Вообще, эти холмы – это не то, что многие могут себе представить. Каждый можно пройти минут за десять, а еще через десять дойти до следующего. Ну а Капитолий, к тому же, самый меньший из них. Зато на нем находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.
Подъем на вершину Капитолия со стороны главной площади Рима – площади Венеции. Там наверху расположены дворцы, в которых размещается комплекс Капитолийских музеев – это старейший публичный музей в мире.
Музейные здания были возведены или перестроены по проекту Микеланджело. Начало музеям положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы. На фото: конная статуя Марка Аврелия на площади Капитолия. Это копия, оригинал находится рядом, в стенах одного из музеев.
Остатки былого величия. Внутренний двор музея.
Голова статуи императора Константина Великого. Статуя была огромных размеров. Даже при том, что она изображала сидящего императора, ее высота составляла около 12 метров. Колосс стоял в базилике Максенция и Константина – самом большом строении Римского форума.
Остатки мраморного колосса Константина, созданного еще при его жизни. Считается, что статуя была разбита в поздней античности. Предполагать, конечно, можно, что угодно, особенно, если учесть, что нашли эти фрагменты только спустя тысячелетие – в 15-м веке.
А с правой рукой императора вообще вышла хохма. Их оказалось две, почти одинаковых. Историкам ничего не остается, как предположить, что рука, державшая скипетр, была заменена на руку, держащую какой-то христианский символ. А вы видите, чтобы рука что-то держала?
Внутри музеи забиты античной скульптурой.
В некоторых залах на стенах сохранились великолепные ренессансные фрески, но фотографировать в них запрещено. Все статуи, сточки зрения мастерства, тоже превосходны.
Как и при посещении Ватиканских музеев, здесь опять возникает закономерный вопрос: почему люди разучились ваять такие статуи, потеряв не только мастерство, но и всякое желание делать такую красоту на целую тысячу лет?
Само совершенство, что тут еще сказать. Чтобы так творить, нужна длительная эволюция искусства, нужны специальные школы.
Нужно много школ, чтобы они выпускали много хороших скульпторов. Куда все эти школы, а также желающие в них учиться пропали на многие века? Только не надо сказок про диких варваров.
Среди экспонатов забываешь о том, что тебя попросили сдать рюкзак в камеру хранения, которая оплачивается из твоего кошелька. 1,5 евро, кажется, дополнительно к стоимости билета. Мелочь, но как-то неприятно.
Оригинальная бронзовая статуя Марка Аврелия, созданная во 2-м веке. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что она изображает императора Константина Великого. А его трогать было нельзя, так как христианская церковь канонизировала его как «святого равноапостольного». В 15-м веке один ватиканский библиотекарь сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. Такая вот история…
Кто-то уничтожил изображение на статуе в районе живота, выбив крест.
Знаменитая статуя императора Коммода в образе Геракла. Вообще, в Капитолийских музеях собрано много шедевров античного искусства.
Части еще одной гигантской статуи Константина. Бронза, 4-й век.
Очень много различных прекрасных барельефов, в том числе целых богато декорированных саркофагов.
Знаменитая Капитолийская волчица, которая, по легенде, вскормила Ромула и Рема – основателей Рима. Долгое время считалось, что она сделана аж в 5-м веке до н.э. Однако несколько лет назад специалистка по металлургии, реставрировавшая волчицу, вынесла вердикт: статуя изготовлена в 13-м веке. А ведь о ней писали антики – Плиний, Цицерон… Младенцы же вообще были сделаны в 15-м веке.
Это не картина, а искусно сделанная из очень мелкой смальты античная мозаика. 2-й век. Найдена в 18-м веке.
Орест и Ифигения. Там такой сюжет, что Шекспир отдыхает. Напольная мозаика, найдена в 19-м веке. Датируется примерно 1-3 вв. Интересный момент: античные картинные произведения изображают людей намного хуже, чем скульптурные. Хотя подобрать нужные кусочки смальты намного проще, чем обтесывать монолит зубилом, не имея право на ошибку. Почему так?
Статуя Фавна – божества с козлиными ногами и рогами.
Вид на Палатинский холм. Большое белое здание – Витториано, монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II, построенный в начале 20-го века.
Витториано вблизи. Многим римлянам не понравилось, как вписалось это современное строение, возведенное на склоне Палатина, в городской ландшафт, особенно рядом с древностями. Поэтому горожане пренебрежительно называют его “Пишущей машинкой” и “Вставной челюстью”.
Вид на Рим со смотровой площадки Витториано.